Творческая сущность человека. Лекции

ВВЕДЕНИЕ. НАУЧНЫЙ И ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА

Человек и его творческая деятельность являются предметом изучения многих наук. Психология изучает процессы творческого мышления, черты характера и устремления творческой личности. История и
культурология – результаты творчества, становление и смену форм культуры, произведений искусств и ремесел, научных теорий и философских систем. Социология – проявление сознания человека в формировании межличностных отношений в различных сферах общественной
жизни. Науки о человеке к настоящему времени накопили огромный
материал, он, однако, не приведен в систему, поскольку нет единой
теории, которая могла бы служить основанием для синтеза многообразных данных. Философия в силу своей специфики и должна дать эти
основы, разработать единую теорию о сущности и происхождении человека, о цели и задачах его пребывания на Земле.
Наука в построении учений о человеке идет от изучения множества
явлений к поиску единства и обобщающих концепций. Это долгая и
кропотливая работа, подобная детальному изучению деревьев, растущих от подножия до вершины горы, с постепенным восхождением снизу вверх. Философия же, наоборот, исходит из постижения единых и
всеобщих начал, на основе которых разворачиваются все проходящие
многообразные явления. Она совершает дерзновенную попытку увидеть мир в целом, она мыслью возносится на вершину горы и обозревает оттуда не только все деревья сразу, но и пространство вокруг них, а
затем, спускаясь вниз, изучает подробности. Зная вершину и всю панораму в целом, труднее заблудиться в частностях.
Философия начинает изучение любой проблемы с построения теории, но ее теории отличаются от теорий конкретной науки. Ученый
осмысляет данные наблюдений и экспериментов, он строит свои концепции с помощью рассудочного мышления, опирающегося на чувственный опыт. Рассудок – это способность рассуждать, делать выводы на
основе опытного знания, это способность обобщать и анализировать
факты. Результаты деятельности такого мышления и эмпирического познания вообще ограничены и относительны, так как опыт всегда не
полон и субъективен, в нем предмет познания предстает в отношении
к познающему субъекту, а не в своей целостности и истинной сущности. Отсюда очень часто то, что называют точным знанием, является лишь упорядоченным здравым смыслом, позволяющим видеть только
внешнюю сторону вещей, и без того очевидную для каждого.
Философия создает свои теории с помощью разума, абстрактного
чистого мышления, выходящего за рамки органов чувств и обладающего синтетической природой. Здесь она сродни математике, самой строгой из всех наук. Разум, или, как говорили древние, Нус, способен самостоятельно, без опоры на чувства,

Комментарии к записи Творческая сущность человека. Лекции отключены

Рубрика: Философия

Обсуждение закрыто.