Введение
Данная работа «Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса», продолжая лекционный курс «История русской философии»,
представленный ранее в текстах лекций: «На пути к истинной философии» (2004), «Русская философия: В. Розанов и метафизика пола»
(2006), «Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус» (2006), знакомит читателя с колоритными фигурами отечественной философской мысли Серебряного века.
Время Серебряного века было временем поиска новых направлений мысли и жизненных экспериментов, воистину временем лабораторных исследований духа. Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения
эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Новую эпоху характеризовал творческий подъем и новизна идей, напряженность мысли с ее
борьбой и вызовом уходящей культуре.
Поэт и мыслитель Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949) сыграл
колоссальную роль в создании и оформлении новой русской культуры
начала ХХ века. Активный участник этой творческой эпохи Н. Бердяев считал, что русский XIX век не знал «такого необыкновенно утонченного человека с такой универсальной культурой, как В. Иванов».
В данной работе исследуется феномен символизма в трудах отечественных мыслителей, а также их понимание идеала творческой личности. Акцентируется внимание читателя на герменевтике античного
мифа о Дионисе, осуществленной философами Ф. Ницше и Вяч. Ивановым.
Автор также анализирует такие понятия, как символ, символизм,
мифологический символизм, Эрос, трагедия, мистерия, дионисийское начало, оргия, страсть, фиас менад, анима, анимус.
1. Символизм как миропонимание
Символизм как литературно3художественное и мировоззренческое
направление в мировой культуре имел место в последней четверти
XIX – первой трети ХХ века. В качестве школы символизм сложился
во Франции и достиг там своего наивысшего расцвета в 80–903е годы.
XIX века Француз Ж. Мореас в сентябре 1886 года провозгласил манифест о новой школе с названием «символизм», выдающимися представителями которой были С. Малларме, Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо.
В Бельгии символизм развивался такими поэтами, как М. Метерлинк,
Э. Верхарн, в Германии – Г. Георге, Р. Рильке, а в Норвегии – Г. Ибсен.
Шарль Бодлер (1821–1867) стал идейно3эстетическим родоначальником символизма во Франции. Принцип соответствия искусства и
жизни стал важным положением в творчестве французского символиста. Понятие «соответствия» становится онтологической категорией, раскрывающей многомерность бытия и связь всех его уровней.
Любая вещь в силу ее взаимосвязи с целым имеет глубину, неуловимую в словах. Но художник3символист может постигнуть ее