Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века

Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века

ВВЕДЕНИЕ
Изучение истории философии немного похоже на посещение музея. Вот здесь осколки, обрывки, обломки древних учений. А здесь –
прекрасно сохранившиеся системы, хорошо изученные и многократно описанные. Можете зайти в залы средневековой мысли, а можете
просто почитать аннотации и таблички. Вот наша гордость – анфилады, посвященные Новому Времени, а здесь комнатки и закоулки
философии Новейшего Времени. Вас интересует лингвистика Пожалуйста, сюда. Хотите испытать тоску, одиночество и заброшенность Загляните в этот зальчик. Желаете сами пофилософствовать
Заходите на территорию постмодернизма. Никаких подлинников,
экспозиция обновляется ежедневно, можете перекладывать коды и
знаки, подсоединять их к чему угодно, все будет истинным.
Но есть в этом музее залы, куда обычные посетители заходят крайне редко, только знающие. Нельзя сказать, что они вовсе неизвестны. В конце 80!х годов ХХ века, когда они открылись, восторгам
публики не было конца: наконец!то вернулось утраченное, наше, гениальное! Это зарубежная русская философия. Входя в эти залы,
можно обнаружить себя внезапно в храме, с льющимся сверху светом
или в бездонном космосе, очутиться в тишине или услышать величавую музыку (прелюдии Баха, оратории Генделя или «Реквием» Моцарта – кто что предпочитает). Погружение в нее сродни состоянию
пушкинского пророка, который внял «…неба содроганье, и горний
ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье…»
Русская зарубежная религиозная философия ХХ века – это гимн
бытию, в его полноте, единстве, многообразии и конкретности, возврат к утраченным давно синтезу и универсальности.
Деление философии на школы и направления безусловно удобно
для решения отдельных проблем, но это придает ей ограниченность,
иногда противоречивость и отвлеченность. При этом проблема бытия может не рассматриваться, заключаться в скобки или браться в
некоторых аспектах. Но для русской философии это неприемлемо.
Гносеологические, этические, аксиологические проблемы – это подходы к онтологии, это высказывания о бытии, боге и мире. Цельное
знание, религиозный опыт, интуиция позволяют реалистически судить о мире как о целом, всеедином, неразделенном на субъект и
объект, дух и материю, но имеющем иное, иерархическое деление.
В. В. Зеньковский в «Истории русской философии» отмечал склонность русских философов к онтологизму при рассмотрении вопросов
познания, этики, что выражается в ее антропоцентризме, моральной
установке и историософичности. Невозможность разделять теоретическую и практическую сферы, поиск целостности, единства всех сторон реальности и всех движений человеческого духа подчеркивались
им как особенность русской философии [2, с.16]. Н. О. Лосский считал, что

Комментарии к записи Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века отключены

Рубрика: Философия

Обсуждение закрыто.