ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения.
Цель изучения дисциплины – максимально используя результаты саморефлексии научного знания и философский обзор частнонаучного знания, формировать у студентов целостную систему
взглядов на мир, с одной стороны, и критически-творческий способ
мышления, с другой. Целью данного курса является повышение
культуры мышления, расширение общего кругозора и формирование научного мировоззрения у студентов-гуманитариев через усвоение ими наиболее фундаментальных и важных концепций, выработанных естествознанием в процессе его исторического развития,
таких как системный подход, теория самоорганизации, концепция
универсального эволюционизма. Знание общенаучных принципов
и универсальных методов познания и преобразования действительности необходимо любому специалисту для повышения эффективности своей деятельности, поскольку технологии XXI века как
научные, промышленные, так и социальные могут создаваться
только на базе научной методологии. Наконец, человек, имеющий
хотя бы общие естественнонаучные знания о природе, будет больше стремиться действовать так, чтобы нанести наименьший ущерб
природе, способствовать ее сохранению для грядущих поколений.
Задачи курса – учитывая междисциплинарный характер курса,
проанализировать онтологические, гносеологические, методологические основы современного естествознания. Рассмотреть основные парадигмы естественнонаучного познания, их смену в эволюции науки, проблему эффективности научно-исследовательской
деятельности на основе использования адекватных методологических средств.
В результате обучения студент должен:
знать
и уметь оценивать те фундаментальные идеи, которые были
сформулированы до возникновения основных концепций современного естествознания;
основные этапы эволюции естественнонаучных концепций,
эволюцию фундаментальных понятий естествознания;
гипотезы суперсилы, ее роль в решении проблемы единства
фундаментальных законов физики;
основы бытия и экологии человека и соотносить это знание с
практической деятельностью.
Иметь
представления об основных уровнях и методах научного познания, понимать их взаимосвязь;
представления о специфике живых систем, о биосфере, как решающем факторе стабилизации и эволюции Земли, о совокупности
современных экологических проблем;
понимать, в чем состоит качественное отличие синергетических и кибернетических моделей от парадигмальных моделей
классического естествознания.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические занятия (лекции) – организуются по потокам.
Общий объем лекционного курса – 10 час.
Особенностями изучения курса