1. АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ
ХАРАКТЕРИСТИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ОТ ПОЛЕТНОЙ КОНФИГУРАЦИИ
Особенности летательного аппарата (ЛА), например самолета, как
объекта управления, определяются его аэродинамикой, динамическими
свойствами, конструкцией основных агрегатов (крыла, фюзеляжа, оперения, шасси, силовой установки) и других элементов, формирующих
полетную конфигурацию [1, 2]. Все эти особенности находятся в тесной взаимосвязи.
В пособии рассматриваются аэродинамические характеристики (АДХ)
ЛА и его основной несущей поверхности – крыла.
АДХ необходимы для определения коэффициентов в дифференциальных уравнениях математической модели движения ЛА, как объекта
управления и, в конечном счете, для синтеза контуров автоматического
или автоматизированного управления полетом. В полете ЛА изменяет
свои аэродинамические, массовые и геометрические характеристики и,
следовательно, является нестационарным объектом управления. Для
достижения требуемых характеристик качества переходного процесса
необходимо адаптивно перенастраивать параметры системы управления.
Напряжения трения и давления, действующие со стороны газообразной среды на поверхность движущегося в ней ЛА, можно привести к
одной силе – к аэродинамической силе планера RA (рис. 1) [3].
Она считается приложенной в центре давления (ЦД) и определяется как
ХАРАКТЕРИСТИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ОТ ПОЛЕТНОЙ КОНФИГУРАЦИИ
Особенности летательного аппарата (ЛА), например самолета, как
объекта управления, определяются его аэродинамикой, динамическими
свойствами, конструкцией основных агрегатов (крыла, фюзеляжа, оперения, шасси, силовой установки) и других элементов, формирующих
полетную конфигурацию [1, 2]. Все эти особенности находятся в тесной взаимосвязи.
В пособии рассматриваются аэродинамические характеристики (АДХ)
ЛА и его основной несущей поверхности – крыла.
АДХ необходимы для определения коэффициентов в дифференциальных уравнениях математической модели движения ЛА, как объекта
управления и, в конечном счете, для синтеза контуров автоматического
или автоматизированного управления полетом. В полете ЛА изменяет
свои аэродинамические, массовые и геометрические характеристики и,
следовательно, является нестационарным объектом управления. Для
достижения требуемых характеристик качества переходного процесса
необходимо адаптивно перенастраивать параметры системы управления.
Напряжения трения и давления, действующие со стороны газообразной среды на поверхность движущегося в ней ЛА, можно привести к
одной силе – к аэродинамической силе планера RA (рис. 1) [3].
Она считается приложенной в центре давления (ЦД) и определяется как
точка пересечения линий действия
силы RА с характерной для данного ЛА
линией, например с хордой крыла.
Если центр масс (ЦМ) не расположен
силы RА с характерной для данного ЛА
линией, например с хордой крыла.
Если центр масс (ЦМ) не расположен
М=RАr
Хорда крыла
r
RА
Центр
давления
на линии действия RА, возникает
аэродинамический момент М, вращающий ЛА вокруг ЦМ (рис. 1).
Центр масс
аэродинамический момент М, вращающий ЛА вокруг ЦМ (рис. 1).
Центр масс
Рис. 1
3
x
a
a
Mx
Ya
ya
y
Y
My
za
Характеристики векторов RА
и М зависят от ряда факторов, которые можно отнести к четырем
группам: ориентация ЛА в набегающем потоке; условия силового взаимодействия потока с ЛА;
a
xa
V
0
Za
Mz
X
Zz
Xa
состояние и конфигурация обтекаемой поверхности.
Ориентация в потоке определяется углами атаки a и скольжения a (рис. 2).
Условия силового взаимодей
Рис. 2
ствия характеризуются в общем
случае критериями Маха M = V/a,
ствия характеризуются в общем
случае критериями Маха M = V/a,
Рейнольдса Re = iVL , Кнудсена Kn = i/L, Струхаля ShVt
L
= , степенью
L
= , степенью
турбулентности внешнего потока a [4]. В этих критериях a — скорость
звука в газе; L – характерный размер ЛА; i – вязкость среды; l – длина
свободного пробеге молекул газа; t – характерное время нестационарного процесса обтекания. Критерии отражают, соответственно, свойства
сжимаемости, вязкости,
звука в газе; L – характерный размер ЛА; i – вязкость среды; l – длина
свободного пробеге молекул газа; t – характерное время нестационарного процесса обтекания. Критерии отражают, соответственно, свойства
сжимаемости, вязкости,