программных средств привело их разработчиков к пониманию важности вопросов стандартизации в области качества.
Для того чтобы поддерживать конкурентоспособность своей организации, разработчики ПО должны применять более эффективные,
рентабельные методы, технологии, инструментальные средства, способствующие постоянному повышению качества и более совершенному удовлетворению потребителей ПО.
Требования потребителей часто включаются в технические условия (ТУ) или неформализованные требования, описанные на некотором вербальном языке. Однако технические условия и неформализованные требования сами по себе не гарантируют их удовлетворения
в конечном продукте, так как в настоящее время существует проблема выработки приемлемых требований к программному продукту, а также ряд других проблем, возникающих в процессе разработки конечного продукта. Это соображение привело к разработке стандартов, руководств, руководящих документов, относящихся к системам качества и дополняющих релевантные требования к ПО, установленные в технических требованиях. Международные стандарты серии ИСО 9000 впервые создали общую основу для стандартов
на системы качества, которые применимы в различных областях
деятельности человека. Основные положения серии стандартов ИСО
9000 рассмотрены в гл. 1 учебного пособия.
Международные стандарты серии ИСО 9000 устанавливают, какие именно элементы должны включаться в систему качества, каким образом конкретная организация должна реализовать эти элементы. Введение единообразных систем качества не является целью
этих стандартов. Потребности различных организаций отличаются
друг от друга. На проект и реализацию системы качества обязательно оказывают влияние конкретные цели, продукция и процессы, а
также специфические методы данной организации.
Международные стандарты серии ИСО 9000 основаны на понимании того факта, что всякая работа выполняется с помощью сети
процессов. Каждый процесс имеет входные факторы, а выходом являются результаты процесса – продукция, осязаемая и не осязаемая. Каждая организация существует для того, чтобы выполнять
работу, добавляющую стоимость. В процессе получения конечного
продукта должны быть выполнены многочисленные операции, включающие в себя организацию, проектирование, управление технологическими процессами, маркетинг, обучение, управление людскими
ресурсами, стратегическое планирование, поставку, техническое обслуживание и т. д. Принимая во внимание сложную структуру большинства организаций, важно выделить основные процессы,