Санкт-Петербург: градостроительство и архитектура. Раздел 2

Санкт-Петербург: градостроительство и архитектура. Раздел 2

6. ЭПОХА АМПИРА
На рубеже ХVIII–ХIХ вв. в градостроительстве все более начинают утверждаться новые эстетические и архитектурно-планировочные принципы, согласно которым особое значение придается единым по замыслу архитектурным ансамблям, четко организующим значительные участки города. Петербургу, распространившемуся уже на обширной территории, необходимо было
придать архитектурный облик, подобающий столице могущественной державы. Классицизм в начале XIX в. вступает в новую
фазу, именуемую высоким классицизмом или ампиром. Принципы монументальности, простоты и логической ясности в ампире достигают кульминации. Объем зданий, мощь гладких стен,
титаническое звучание колоннад и других укрупняющихся элементов ордера усиливают черты величавости и праздничной торжественности построек. Богатый декор строго подчинен единому
образу здания. Возрастает самостоятельность скульптуры в ансамбле. Созданные в начале XIX в. городские ансамбли намного
превосходят появившиеся в предшествующем столетии. Зодчие
разрабатывают новые типы общественных зданий, уделяют внимание созданию утилитарных сооружений и «образцовых» проектов жилых домов. Крупнейшие архитекторы были и выдающимися специалистами в области строительной техники, что
позволило по-новому решать многие проблемы градостроительства.
Выдающимся мастером эпохи высокого классицизма был
А. Н. Воронихин, бывший крепостной знаменитых Строгановых. Первые его работы связаны с выполнением заказов этой
семьи: перестройка дворца Строгановых на Невском и создание
Строгановской дачи.
Создание Казанского собора (1801–1811) явилось решающим
этапом в жизни Воронихина и вместе с тем сыграло большую
роль в развитии всей русской архитектуры начала XIX в. По
желанию Павла Воронихин придал собору внешнее сходство с
собором святого Петра в Риме, но в отличие от замкнутого полукруга римского собора, полукруглая колоннада Казанского решена в совершенно иных пропорциональных и масштабных со
Казанский собор 

 

отношениях. Здание стоит на высоком гранитном цоколе, стены
и наружные колонны сложены из пудожского камня, обработанного бригадой русских мастеров под руководством Самсона Суханова. Замысел зодчего построить колоннаду с южной стороны
не был осуществлен, но и благодаря северной колоннаде, образующей выходящую на Невский проспект площадь, Воронихин
достиг композиционного единства замечательного ансамбля, в который вошли сoбop, часть Невского проспекта, прилегающие улицы и полукруглая площадь с западной стороны с
знаменитой воронихинской оградой непревзойденной

Комментарии к записи Санкт-Петербург: градостроительство и архитектура. Раздел 2 отключены

Рубрика: Разное

Обсуждение закрыто.