СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АНОМ(ANOM) – анализ средних значений
АНОВА(ANOVA) – дисперсионный анализ (анализ вариаций)
ВУК (TQM)
ГП
ЖЦ
ИК
– всеобщее управление качеством
– голос потребителя
– жизненный цикл продукции или процесса
– инжиниринг качества
лИН (Lean Pr.) – бережливое производство
МФ
– масштабный фактор
МШС (Six sigma) – метод шести сигм
ОМ
Пэ
ПФ
РП (RD)
РФ
СИМК
СКО
СМТ(MTS)
СО
СФ
СФК (QFD)
СФП
С/Ш
ТРИз (TRIZ)
УФ
– ортогональная матрица
– планирование эксперимента
– подстроечный фактор
– робастное проектирование
– регулировочный фактор
– современные инструменты менеджмента качества
– среднеквадратическая ошибка
– система Махаланобиса–Тагути
– стандартное отклонение
– сигнальный фактор
– структурирование функции качества
– сигнальный фактор процесса
– сигнал/шум
– теория рационализации и изобретательства
– управляющий фактор
ФМЕА(FMEA) – анализ видов и последствий отказов
ФПК
ХК
ЦБз
ЦМз
ЦНз
ЧСС
ШФ
– функция потери качества
– характеристика качества
– цель, большее значение
– цель, меньшее значение
– цель, номинальное значение
– число степеней свободы
– шумовой фактор
ПРЕДИСлОВИЕ
Открытие во многих вузах России специальности 220501
«Управление качеством» было вызвано насущной необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов
управленцев по вопросам менеджмента качества. Опыт работы
УМО по этой специальности показывает, что в процессе подготовки специалистов для разных отраслей народного хозяйства
необходимо учитывать специфику этих отраслей. Поэтому ГОС
по специальности 220501 дает общее генеральное направление, а
в учебных и рабочих планах конкретных вузов необходимо учитывать не только специфику тех отраслей, куда пойдут работать
специалисты, но и особенности подготовки в самом вузе.
Необходимость подготовки учебного пособия продиктована
рядом обстоятельств:
1. Необходимостью полной ориентации учебных курсов на
систему международных и российских стандартов серии ИСО
9000-2000. Опыт преподавания показывает, что использование
ряда монографий и учебных пособий, описывающих стандарты
предыдущего поколения ИСО 9000 -94, дезориентирует студентов.
2. Острой нехваткой методического материала по ряду специальных вопросов инжиниринга качества, в частности по робастному проектированию. Ряд интересных журнальных публикаций, например ю. П. Адлера [1], не могут служить основой для
углубленного изучения робастного проектирования студентами.
Большинство серьезных монографий издано только на английском языке, за исключением последней монографии автора [3],
которая вышла в конце 2004 г.
3. Отсутствием четкого представления о применении методов
инжиниринга качества в случае сложных систем, где главным
действующим