СОДЕРЖАНИЕ
От автора ………………………………………………………………. 4
Введение ……………………………………………………………….. 7
Глава первая. Российские статистики на пути к объединению … 16
§1. Российские статистики до революции 1917 г. ………….. 16
§2. В поисках компромисса с большевистской властью. Соз
дание ЦСУ …………………………………………………………. 40
Глава вторая. ЦСУ и власть в годы гражданской войны и «воен
ного комунизма» ……………………………………………………… 73
§1. Основные направления работы ЦСУ в 1918–1920 гг. …. 73
§2. ЦСУ и проблема «параллелизма» статистических работ 83
§3. Взаимоотношения ЦСУ и органов политической власти
в центре и на местах в 1918–1920 гг. …………………………. 106
Глава третья. 20е годы: борьба за «цифру» …………………….. 121
§1. 1921 год: ЦСУ и власть в условиях перехода к нэпу …… 121
§2. Власть и ЦСУ в 1922–1923 гг.: как получить «нужные»
данные …………………………………………………………….. 139
§3. ЦСУ в 1924–1926 гг.: кадровая чистка и реорганизация 147
Заключение …………………………………………………………… 161
Избранная библиография …………………………………………… 165
Именной указатель ………………………………………………….. 167
От автора
«Кто владеет информацией, – тот владеет миром». Пожалуй, од
ними из первых эту истину стали осознавать пришедшие к власти
в России в 1917 г. большевики. Во всяком случае именно им удалось
«национализировать» средства массовой информации и статистичес
кую службу, превратив научный процесс сбора, анализа и публика
ции различных данных в мощное средство идеологического и поли
тического контроля над населением, в важный инструмент утверж
дения своей власти. Это стало возможным только после создания
института «послушной» статистики, которая призвана не столько
информировать общество и власть о положении дел в стране, сколь
ко предоставлять органам политической власти цифры, «удобные»
для манипулирования обществом.
Безусловно, статистическая служба и политическая власть име
ют как объективные условия для своего взаимодействия, так и впол
не реальные основания для противоречий. В ходе становления инду
стриального общества спрос на статистические данные резко возра
стает. Управление государством, социальноэкономическая полити
ка власти и решение целого ряда вопросов в других сферах жизни
общества – все это требует организации предварительного коли
чественного учета. Стремясь сформировать объективное, правди
вое представление о различных условиях окружающей действитель
ности, статистика тесно соприкасается с высшими, центральными
и местными органами государственной власти. Выступая в роли за
казчика и потребителя информации, власть имеет реальную возмож
ность диктовать определенные условия: правила, направленность,
темпы обследований, степень доступности информации для