учение о личности.
Н. А. Бердяев
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
Понятие личности является одной из фундаментальных
проблем философской антропологии. Вопросы, рассматривающиеся в рамках данной темы, в той или иной мере затрагивают каждого человека: что такое человеческое «Я»; является ли личность врожденной характеристикой или она
формируется в процессе развития индивида; когда происходит «рождение личности» в человеческом обществе; можно
ли объективно познать самого себя и как развивается самосознание личности; каковы ее основные характеристики и
можно ли создать теоретическую модель структуры личности; какова диалектика личности и общества; чем определяется степень свободы и мера человеческой ответственности?
существенно отличаются от научного подхода к проблеме
личности. В практике повседневного общения понятие «личность» используется неоднозначно. Наиболее часто оно характеризует либо отдельного человека, индивида, либо человеческую индивидуальность. Своими корнями этот термин
восходит к слову «личина», т. е. маска, которую надевал
древнегреческий актер. Позднее им стали именовать самого
актера или его роль.
породила не только целый «букет» наук о человеке, но и
многообразие подходов к проблеме в сфере философского знания. В истории философии можно обнаружить самое разное
понимание личности: как сознания и самосознания человека, его души, индивидуальности, воплощения субъективности, микрокосма, совокупности социальных ролей, субъекта деятельности, «единицы» в системе общественных отношений и т. д. Наблюдается и терминологическое разнообразие.
При характеристике человека наряду с термином «личность»
используются и такие абстракции, как «индивид», «Я», «эго»,
«самость», «индивидуальность», «душа», зачастую в тождественном понятию личности значении. Все многообразие
философских подходов к данной проблеме можно сгруппировать в четыре основных трактовки личности, которые условно обозначаются как антропологическая, социологическая, экзистенциально-психологическая и религиозно-персоналистическая. Названные подходы отражают ведущие тенденции в интерпретации человеческой личности, но не являются жесткой классификацией, так как многие философские
системы сочетают в себе несколько перечисленных позиций.
Антропологический подход представляет собой сведение
понятия личности к индивиду – отдельному