Введение
Философская антропология в настоящее время представляет собой
развитую философскую дисциплину, в ней выделяется биологическое,
культурологическое, психологическое, социологическое и теологическое
направления, тем не менее ее предмет не определен достаточно ясно.
Думается, неясность происходит, прежде всего, из-за того, что само
понимание человеком самого себя как homo sapiens rectus также двойственно. В этом определении человека выделяются два существенных
признака, не связанных друг с другом. Первый признак выделяет в качестве существенного идеальный момент в человеке, его разумную
душу; второй говорит о том, что в модусе своего природного существования человек отличается от других животных прямохождением, однако признак, определяющий телесный момент, считается существенным,
необходимым.
Понимание человека через это двойное определение возникло в Западной Европе в Новое время. В наиболее четком виде его выразил
Р. Декарт, выдвинув концепцию дуализма духовной и материальной
субстанций. Поэтому можно сказать, что философская антропология
с ее многообразим направлений имеет одну цель – понять человека
как целое, несмотря на указанную двойственность. Например, в англо-американской философской энциклопедии отмечается: «Философская антропология отвергает картезианский дуализм тела и души: человек не является отчасти животным и отчасти духом, он бытие sui
generic, отличающееся от животных своим физическим состоянием и
своими устремлениями».1
До Нового времени природный вектор человеческого бытия не играл существенной роли ни в процессе становления личного самосознания, ни в общественном самосознании. Человеческая душа понималась
в соотношении с богом. В Новое время появилось ясное понимание того,
1 Pappe H. O. Philosophical Anthropology// The Encyclopedia of Philosophy: P 9 v. 6. N. Y.:
The Macmillan Company & The Free Press. L.: Coller – Macmillan limited, 1967. P. 161.
что в истолковании человеком самого себя его природная, телесная
составляющая начинает играть необходимую роль, причем такую роль,
которая существенным образом меняет сложившийся механизм и индивидуального, и общественного самосознания. Стало неизбежным трактовать многие этические, социальные, культурологические и другие вопросы с учетом, так сказать, «самостоятельного статуса человеческой
телесности».
Декарт выразил это противоречие как наличие дуализма между телом и душой и попытался снять его нефилософским образом, с помощью врожденной идеи бога. Кроме того, легкому устранению дуализма
способствовало и то, что материя мыслилась им только геометрически
как протяженность.
После Р. Декарта, естественно, оставался и идеалистический взгляд
на человека. Вместе с тем, например, во французском материализме
ХVIII века появляется объективистская реалистическая