Философия нового времени в отличие от христианской традиции и основывающейся на его положениях средневековой философии впервые поставила вопрос о бытии всего сущего не на основании
осмысления бытия бога как высшего существа обладающего всеобщим разумом, но на основании познания того бытия, которым обладает в своём разуме человек. Понятие антропогенеза в этом отношении как вопрос о том бытии, которым человек изначально обладает
и реализует в своём мышлении о себе и всём остальном сущем приобретает главенствующее значение не только в плане познания этого сущего, но и в плане установления первых оснований его бытия.
человек впервые понимается, начиная с декарта, как первый и высший субъект познания всего остального сущего и в этом смысле как
высшее сущее вообще. как высший познающий субъект, он изначально определяет в понятиях своего разума способ бытия всех познаваемых вещей, обладая изначально самостоятельным бытием,
тогда как всё сущее в этом отношении определяется им как объект.
декартовское понимание бытия познаваемого сущего, которое
стало решающим для всего последующего развития западной философии, было затем всесторонне развито кантом. для канта оно
состояло в том, что бытие из высшего постигаемого разумом определяющего основания познания всего возможного воспринимаемого нами сущего, превратилось в определяемое рассудком существование чувственных объектов, неизвестным бытийным основанием
которых выступает вещь сама по себе. человек как самодеятельный субъект становится в кантовской философии через абсолютное
единство своего самосознания изначальным объективным условием
бытия всего остального существующего по отношению к нему сущему, которое полагается им в самой его сущности как объект.
опираясь на эти положения, кант формирует основные принципы совершенно нового понятия антропогенеза связанного с нравственным законом. в этом отношении, он не просто даeт наиболее
истинное определение тому принципу нравственности, в котором и
до него всегда уже признавали высшее добро, но определяет его на
совершенно иных основаниях, впервые выдвинутых человеческим
разумом. человек возвышает себя в кантовском практическом разуме до положения такого сущего, которое устанавливает в своей
волей высший закон всей мыслимой действительности. человек,
равно как и все возможные конечные разумные существа, определяется кантом как такое высшее сущее, которое выступает в сво
ей свободе первым основанием своего бытия, тогда как его самостоятельное бытие выступает для него такой же объективной целью,
как и предполагаемое бытие бесконечного существа. ориентируясь
на эти положения, уже фихте определяет человека в виде абсолютного субъекта познания и
Проблема антропогенеза в немецкой классической философии
Комментарии к записи Проблема антропогенеза в немецкой классической философии отключены
Рубрика: Философия