Современный этап развития Российского государства характеризуется крупнейшими преобразованиями в его государственном
устройстве и правовой системе. Наблюдаются кардинальные перемены во взаимоотношениях федерального центра и регионов. В данных условиях важно обеспечить гармоничное взаимодействие Российской Федерации и ее субъектов, сохраняя целостность и неделимость всего государства.
Многие ученые и политические деятели, анализируя сложившиеся отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, приходят к выводу, что Российская Федерация, состоящая из
асимметричных, неравноправных, трудноуправляемых субъектов,
нуждается в радикальной реформе. Среди вопросов федеративных
отношений, приобретающих еще боўльшую остроту, актуальность,
по-прежнему являются проблемы выявления особенностей национальной и территориальной модели государственного устройства;
разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и республик в ее составе; конституционного принципа равноправия субъектов Российской Федерации.
Современная наука конституционного права рассматривает федерализм как принцип, форму, режим государственного устройства, позволяющий обеспечить территориальную целостность,
утвердить основополагающие идеи современного демократического
правового государства (разграничение предметов ведения и полномочий; полиструктурность государственной власти на уровне Федерации и ее субъектов). Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из нескольких государственных территориальных образований, объединившихся с целью решения общих задач.
Вместе с тем в основу образования нормально функционирующих
федераций (исходя из зарубежного опыта) положен территориальный принцип.
Уникальность же Российского государства как федерации состоит в том, что в ее основу положен национально-территориальный
принцип, который закрепляется в Федеральной Конституции. Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из республик,
краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской
Федерации. Между тем конституционное равноправие представляется достаточно спорным положением. Федеральная Конституция,
классифицируя субъекты Федерации, закрепляет национальный
Аспект республик как основу государственности. В соответствии с
Федеральной Конституцией, республики имеют свои конституции,
а также вправе устанавливать свои государственные языки и вводить республиканское гражданство.
Воспользовавшись данными положениями как составляющими
оплот государственности и исходя из наименования республик, отражающих коренной состав проживающего многонационального
народа,