ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в технике подвижной радиосвязи играет использо
вание радиочастотного спектра в диапазоне от 300 мГц до 300 ГГц.
Частоты этого диапазона называют сверхвысокими (СВЧ), им соот
ветствуют дециметровые, сантиметровые и миллимитровые длины
волн. Как известно, достоинства диапазона СВЧ заключаются в его
широкополосности, а следовательно, в большой информативной ем
кости, в возможности организации большого количества каналов
связи. Связь на СВЧ может осуществляться с помощью направлен
ных антенн, что позволяет снизить уровни мощности передающих
устройств, увеличить дальность связи и повысить помехозащищен
ность приемников. Аппаратура диапазона СВЧ обладает хорошими
массогабаритными показателями, что существенно для систем под
вижной радиосвязи (СПРС).
В настоящее время на СВЧ работают многие СПРС, например кос
мическая, спутниковая, сотовая связь, навигационные системы мор
ских, воздушных и наземных подвижных объектов и др.
Таким образом, общая подготовка специалистов по средствам связи
с подвижными объектами должна включать изучение основ техники
СВЧ, свойств и возможностей применения конкретных микроволно
вых устройств в СПРС.
Учебнометодическое пособие, включающее цикл лабораторных
работ по дисциплине «Микроволновые устройства в системах под
вижной радиосвязи», предусматривает изучение и исследование не
которых микроволновых устройств, в частности устройств в микро
полосковом исполнении, а также знакомство с измерительной аппа
ратурой и методами измерения параметров микроволновых уст
ройств.
3
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
При подготовке к работе студентам следует:
по конспектам лекций и рекомендованной литературе изучить
материал, относящийся к лабораторной работе;
ознакомиться с описанием работы, продумать ответы на конт
рольные вопросы.
Порядок работы в лаборатории
Лабораторные работы выполняются бригадами из двухтрех чело
век. Лабораторная работа № 1 посвящена изучению достаточно слож
ного микроволнового измерительного прибора (тип Р2106) и мето
дики работы с ним. Все последующие работы (№ 2, 3, 4) проводятся
с применением этого прибора. Каждая лабораторная работа рассчи
тана на самостоятельную внеаудиторную подготовку и два аудитор
ных занятия (четыре часа). Первое занятие – практическое выполне
ние работы, второе – защита отчета и контрольное собеседование.
Практическая часть работы для успевающих студентов может быть
индивидуально расширена.
Включать приборы и начинать выполнение работы следует толь
ко с разрешения преподавателя после проверки подготовленной схе
мы и ответа на контрольные вопросы. Во время проведения работы
должен вестись технический протокол, который может быть общим
на бригаду. В начале протокола