Критика способности познания в систематическом единстве трансцендентальной философии И. Канта

сОдержаНие
введение. понятие философии вообще и разум как система
интересов разума …………………………………………………… 4
1. взаимосвязь интересов разума со структурой высших
способностей души ………………………………………………… 17
2. спекулятивный интерес разума и способность познания … 24
3. законодательный рассудок и границы
его законодательства ……………………………………………… 36
заключение …………………………………………………………. 52
библиографический список ………………………………………. 54

Введение

ПОНятие филОсОфии ВООбще и
разум как система иНтересОВ разума
Кант в «Критике чистого разума» дает два определения понятия
философии: по школьному и по мировому понятию. По школьному
понятию «оно означает систему знания, разрабатываемого лишь
в качестве науки, без всякой иной цели, кроме стремления к систематическому единству этого знания, т. е. логическому совершенству
его»1. Кант имеет здесь в виду, что школьной (схоластической) философии принадлежит формальная взаимосвязь понятий мышления
вообще и порядок определения тех понятий, которые необходимым
образом лежат в основе постижения мира. иными словами, философия по школьному понятию представляет собой целокупность
основных формальных и материальных понятий и основоположений разумного познания и в этом смысле имеет дело с логической
и метафизической общностью понятия, но не с понятием о возможности самого понятия или представления. По мировому понятию,
«которое лежит всегда в основе этого термина [понятия философии]», «философия есть наука об отношении всякого знания к существенным целям человеческого разума»2. внутренняя сущность
человеческого разума определяется этими целями или интересами,
которые движут разумом, как человеческим. там же Кант дает перечисление этих интересов в форме вопросов человеческого разума
к самому себе, поскольку всякий осознанный интерес к чему-то еще
неопределенному в знании должен быть вопросительно оформлен:
«все интересы моего разума (как спекулятивные, так и практические) объединяются в следующих трех вопросах:
1. что я могу знать
2. что я должен делать
3. На что я имею право надеяться»3
те же формулировки определения понятия философии повторяются Кантом в «лекциях по логике». Однако три названных вопроса дополняются четвертым «что такое человек» и сводятся к нему,
как к нему «относящиеся»4. проблема четвертого «антропологического» вопроса для систематического единства кантовской фило

1 Кант И. Критика чистого разума. спб., 1993. с. 465 (в 866).
2 там же. с. 465 (в 866–867).
3 там же. с. 449 (в 832–833).
4 см.: Кант И. трактаты. спб., 1996. с. 437–438.

софии до сих пор дискуссиона. Несомненно, тем не менее, что для
Канта данный вопрос определяется в качестве такового исходя из
проблемы единства интересов

Комментарии к записи Критика способности познания в систематическом единстве трансцендентальной философии И. Канта отключены

Рубрика: Разное

Обсуждение закрыто.