ВВедеНие
Обращаясь к рассмотрению современного состояния развития
технической сферы человеческого бытия, мы вынуждены с сожалением констатировать, что технический прогресс, ставший определяющим явлением в жизни человеческого социума в течении последних двух столетий, по существу, даже в общественном мнении
потерял, казавшуюся прежде неразрывной, связь со специфическими этическими координатами, лежащими в основании существования человеческой общности. Несмотря на всю неоднозначность данной связи, прогресс в производстве и использовании технических
устройств долгое время рассматривался в качестве важнейшего
фактора улучшения условий жизни каждого отдельного человека,
предметом утопической веры во всемогущество его творческих возможностей. современная ситуация даёт всё меньше оснований для
воспроизводства подобных иллюзий. На поверхности явлений жизни современного общества данное положение дел выражается в том,
что инженерная мысль всё более явно определяется, по видимости,
внешними ей принципами экономической выгоды. а это в свою очередь с точки зрения рядового наблюдателя ведёт к непредсказуемым последствиям воздействия техники на природу, в том числе
внутреннюю природу человека. природные катастрофы, ухудшение
состояния экосферы, которыми оборачивается этически не координированная деятельность инженера, вызывают оправданные опасения в обществе. предметом не меньшего беспокойства давно уже
стало постоянное расширение сферы конструирования и производства оружия массового уничтожения, прежде всего ядерного, химического и биологического. Это в свою очередь также свидетельствует о том, что деятельность инженеров непосредственно зависит от
социально-экономического и политического заказа. с другой стороны, проникновение технического мышления в область биологии, и,
прежде всего, генетики человеческого тела, ставит перед человечеством специфические вопросы о моральных последствиях подобного проникновения. в научных кругах и сми обсуждаются возможности инженерного вмешательства в генотип ребёнка и улучшения
его по выбору родителей, в соответствии с их собственным представлением о благе, о том, как должна сложиться его взрослая жизнь.
проблема заключается в недопустимости с точки зрения морального
сообщества навязывать частному лицу программу жизни решением
третьего лица. данный исключительно правовой принцип основывается на этическом представлении об индивидуальном человеческом теле, как естественном условии бытия личности. с этой точки
зрения знание о необратимости совершенного искусственного вмешательства в конституцию тела, знание об искусственном происхождении собственных предрасположенностей к выбору, не может не
повлечь
Эпистемологическая структура экспериментально-технической практики
Комментарии к записи Эпистемологическая структура экспериментально-технической практики отключены
Рубрика: Разное