Гносеологические проблемы в философии средних веков (раннее средневековье)

СОДЕРжаНИЕ

Введение ……………………………………………………………… 4
1. Эволюция предмета познания в средневековой философии 5
2. Отношение к знаниям и наукам ………………………………. 2
3. Методологические акценты средневековой философии ….. 7
Библиографический список ………………………………………. 24

ВВедение

Гносеология, или учение о познании, о том, что такое истина, какова последовательность познавательного процесса, какими способами человек познает мир и самого себя, стала разделом философии
еще в античности. Уже в ранних философских школах поднимался
вопрос о различии знания и мнения, истины и заблуждения; выражалось сомнение в том, насколько может человек доверять своим
чувствам, рассудку и разуму; формировались основы методологии
и логики познавательного процесса. И для греческой философской
мысли проблемы познания представлялись естественными, ибо
размышление и познание были наилучшей деятельностью, сопряженной с добродетелью, а разумность подчеркивала единство человека и космоса.
Что же касается философии средневековья, с ее во многом подчиненном, несамостоятельным положением, связью с христианской
или (позже) мусульманской религией, проблемы познания, поднимаемые в ней, могут казаться маловажными, неоригинальными. Но
именно в средневековье происходят очень важные духовные открытия, усложняются предмет философского исследования и методы
познания, переосмысливаются и наделяются иными значениями
темы философских рассуждений.
Мы постараемся проследить трансформации, которые претерпели идеи античного наследия, касающиеся предмета, целей и средств
познания и рассмотреть то специфичное, новое, что появилось в эпоху средневековья.

1. ЭВоЛюция предМета познания
В среднеВекоВой фиЛософии

Обратившись к античной философии, мы помним, что главнейшим предметом познания выступал прекраснейший космос, его
устройство, закономерность и соответствие человеку. Не менее важным считалось познание основных идей и форм, лежащих в основе бытия, или единого начала и причины, то есть сущности вещей.
Скрытое для глаз открывалось для разума, вооруженного логикой,
диалектикой и математикой, последовательно, поступательно и
постепенно. Человеческий разум искал причины и пределы, соизмерял и определял, утверждал и отрицал о мире, душе, добре и добродетели в качественных понятиях и количественных отношениях. Это было увлекательным, этически полезным и свободным, не
сдерживаемым каким-либо запретом, занятием. Вопрос о том, что
такое Бог, также ставился в античности (вспомним платоновского
демиурга в «Тимее» – отца, творца – устроителя, причины и образца космоса), но чаще говорилось о богах, которые подчиняются законам логоса и, возможно, безразличны к людям, но которых тем

Комментарии к записи Гносеологические проблемы в философии средних веков (раннее средневековье) отключены

Рубрика: Философия

Обсуждение закрыто.