Предисловие
в последние несколько лет на вступительных экзаменах в вузы и
олимпиадах по физике произошли изменения в структуре и тематике экзаменационных заданий. данное пособие представляет собой
набор задач и тестовых заданий, охватывающих основные разделы
курса физики средней школы, которые будут полезны при подготовке к олимпиадам и для успешной сдачи единого государственного экзамена (егЭ), который превратился в реальность для выпускников средних общеобразовательных школ россии.
Хороший результат на экзамене по физике достигается не только
знаниями в объеме обязательных требований программы средней
школы, но и умениями применять полученные знания на практике при решении задач и при выполнении тестовых задач единого
экзамена.
в пособии, состоящем из трех частей (трех книг), приведены задачи и тесты практически по всем разделам физики. для удобства
задачи скомпонованы по небольшим темам, названия которых приведены перед каждой «порцией» заданий, которые, как правило, соответствуют уровню A и B тестов егЭ. Кроме того, в пособии приведены задачи повышенной сложности (уровень C) с подробным решением таких задач.
для более эффективной подготовки к экзаменам в Приложении
1 приведено основное тематическое содержание вопросов егЭ по физике, в Приложении 2 приведены некоторые физические постоянные, а в Приложении 3 приведены комментарии к структуре егЭ
по физике.
дорогие ребята! решение задач разного уровня сложности позволят выявить степень вашей подготовленности: от формального знания теоретического материала до умения анализировать процессы
и явления и адекватно описывать их с помощью физических понятий и законов. Следует отметить, что решение задач – процесс творческий, и его не всегда удается представить в виде жесткой алгоритмической схемы. однако, опыт работы со студентами и абитуриен
тами позволяет высказать ряд рекомендаций, учет которых поможет при решении задач.
1. внимательно прочитайте условие задачи, так как каждое слово и даже предлоги имеют смысловое значение.
2. введите удобные логичные обозначения физических величин.
если в процессе решения окажется, что обозначения неудачны, то
замените их новыми и заново решайте задачу.
3. Изобразите описанную в условии ситуацию на рисунке или
схеме. Аккуратно выполненный рисунок с указанием на нем заданных и искомых величин позволяет глубже понять содержание задачи и часто помогает найти путь ее решения.
4. определите главный закон (или законы), являющийся фундаментом, на котором строится решение задачи. например, в динамике таким законом может быть второй закон ньютона, а в статике –
условия равновесия и т.д.
5. Сложную задачу целесообразно разбить на несколько простых,
решения которых объединяются в одно.