кто раз начал искать, тот не успокоится до конца.
Счастливы нашедшие, но счастливы и ищущие.
Оливер Кромвель
Мы учимся всю жизнь, даже если вовсе не стремимся к
этому. Особенность человеческой природы – преодолевать незнание и неумение, постигать правила и законы, разгадывать
тайны, загадывать будущее… Профессию можно получить за
определенный отрезок времени, но образование человек постигает всегда, пока мыслит. Важнейшая составляющая образования – гуманитарная: человек должен знать о человеческом.
История и культура соединяют каждого со всем человечеством
во времени и пространстве, передают эстафету всех духовных
богатств мира. Но как велик их объем! Можно ли хоть приблизиться к этой пирамиде, не боясь быть раздавленным ее
мощью?
Нужно учиться, учиться. Механическое ученье, когда материал запоминается без понимания, знания формальны настолько, что за ними нет реального содержания, память перегружена и отказывается воспринимать что-либо еще, но неумолимые обстоятельства требуют… В общем, «знания – силой». А
ведь еще Козьма Прутков сказал: «Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в нее пищу,
а другая от нее засоряется».
Между тем естественное свойство мозга – рождать новую
информацию на основании уже полученной и усвоенной. И здесь
мало одного объяснения, пусть даже хорошего учебника и талантливого преподавателя, ведь чье-то объяснение, не подкрепленное собственным умственным усилием, не что иное, как
механическое переложение информации из одной головы в другую. Ну и будет она там храниться, как на складе, и добро бы
еще в систематизированном виде. Незабвенный К. Прутков
высказался и по этому поводу: «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе».
знаний на общеобразовательной научной основе, методологически правильное и методически обоснованное, направляемое
и корректируемое преподавателем. Задача высшей школы не
столько в том, чтобы «загрузить» голову студента, а в том,
чтобы правильно организовать познавательную деятельность.
Как на рассвете истории человек постоянно поддерживал огонь,
подбрасывая в костер новые ветки и сучки, так в вузе нужно
поддерживать горение мышления, подбрасывая в него вопросы, задачи и задания.
Интерес и необходимость, логическое мышление и интуиция, ремесло и творчество, анализ и синтез – задействуем все
ресурсы вида Homo sapiens sapiens – зря мы, что ли, «дважды
разумные»!
Задачник, который вы открыли, не вполне обычен. Он по
гуманитарной дисциплине, да еще практически без объяснений (хотя по малоизвестным аспектам они все же есть), а главное – без ответов. Да, это пособие