Большинство задач было подготовлено ныне покойным Г. Б. Белоцерковским – замечательным педагогом, проработавшим в Ленинградском техникуме авиаприборостроения 35 лет – с 1946 по 1981 годы. Вынужденный уйти из техникума под влиянием сложившейся там обстановки Г. Б. Белоцерковский скончался, оставив после себя 15 изданных
учебников и учебных пособий по различным разделам радиотехники
(его книги издавались в Китае, Испании, Польше, Болгарии), а также
незавершенную и потому неизданную рукопись – задачник по курсу
антенн. Эта рукопись, сохранившая свою актуальность и значимость,
после проведения доработки положена в основу настоящего пособия.
Нет никакого сомнения в том, что, готовя этот задачник к изданию
сейчас, Г. Б. Белоцерковский включил бы в него и новые задачи по
сложным новейшим антеннам, методы расчета которых опираются на
современную компьютерную технику.
Именно этим задачам посвящены две новые главы (гл. 9 и 10), написанные профессором доктором технических наук В. Н. Красюком при
участии кандидата технических наук Л. А. Федоровой. Наряду с написанием нового материала была выполнена работа по уточнению текста
задач с учетом появившейся за эти годы новой научной и учебно-методической литературы, составлен перечень этой литературы и отредактирован иллюстративный материал.
Задачник будет полезен студентам, изучающим антенную технику, и
инженерно-техническим работникам.
1. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТЕНН
1.1. Общие сведения об антеннах и их технические показатели
1.1. Описать назначение передающего антенно-фидерного тракта, его
фидера и антенны, изображенных на рис. 1.1, а. Какие функции выполняет антенна, если она непосредственно подключена к радиопередатчику?
Развернутый ответ. Передающий антенно-фидерный тракт предназначен для преобразования модулированного тока высокой частоты в
свободные электромагнитные волны без искажений закона модуляции.
Если антенна непосредственно подключена к радиопередатчику 1, то
эта задача полностью решается антенной. Если же передатчик 1 соединяется с передающей антенной через фидер 2, то сначала фидер подводит ток высокой частоты к антенне 3 в виде направляемых (канализируемых) электромагнитных волн, а антенна их излучает, т. е. преобразует в свободные электромагнитные волны.
1.2. Сформулировать назначение приемной антенны 4 (рис. 1.1, б)
для двух случаев: антенна непосредственно подключена к радиоприемнику 6; антенна соединяется через фидер 5 с приемником.
а)
Передатчик
1
Фидер
2
3
б)
Рис. 1.1
4
Фидер
5
Приемник
6
1.3. Какого порядка относительные размеры слабонаправленных, умеренно направленных и остронаправленных антенн?
1.4. Дать классификацию антенн по принципу действия и