В настоящее время федерация в политико-юридическом значении стала одной из распространенных форм государственного устройства. В современном мире насчитывается более двадцати федераций. Некоторые из них по тем или иным причинам
прекратили свое существование. Распались в начале 90-х годов
прошлого столетия СССР, СФРю, ЧССР. В ряде унитарных государств, например Великобритании, Италии, Украине и др.,
наблюдается тенденция к федерализации. Это свидетельствует
о живучести и привлекательности данной формы государственного устройства.
Динамичные процессы происходят и в российском государстве. Исследователи отмечают, что уже в удельно-вечевой России имелись отдельные элементы федерации. И тем не менее,
несмотря на обширную территорию и многочисленность наций
и народностей, проживавших в монархической России, она была
единым (унитарным) государством. На смену монархическому
единому (унитарному) государству пришло советское федеративное государство. Современный этап развития российского государства характеризуется крупнейшими преобразованиями в его
государственном устройстве и правовой системе. Наблюдаются
кардинальные перемены во взаимоотношениях федерального
центра и регионов. В данных условиях важно обеспечить гармоничное взаимодействие Российской Федерации и ее субъектов,
сохраняя целостность и неделимость всего государства.
Конституция Российской Федерации 1993 года продолжила
начатый в начале 90-х годах процесс реформирования российского федеративного государства. Основной Закон Российской
Федерации закрепил равноправие всех субъектов Федерации,
более четко разграничил предметы ведения и полномочия между
органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. В результате этого Российская Федерация стала фактически новым образованием, в корне отличающимся от РСФСР.
Вместе с тем конституционные основы российского федерализма требуют уточнения, прежде всего, в отношении прав и обязанностей субъектов Российской Федерации. Реальная действительность предъявляет все новые и новые требования, в связи с
чем идет постоянный поиск такой оптимальной модели федерации в нашей стране, которая в полной мере отвечала бы современным условиям и отражала специфику страны, обеспечивала
ее прогрессивное развитие.
Сегодня российское общество нуждается в создании научно
обоснованной эффективной модели федерализма, составной частью которой выступает субъект федерации. Решение проблемы
статуса субъекта федерации является одним из приоритетных
направлений отечественной науки, которое может быть решено
путем проведения комплексных исследований.
В этой связи в учебный план подготовки юристов в
Российский федерализм: идея и реальность
Комментарии к записи Российский федерализм: идея и реальность отключены
Рубрика: Политология