введенИе
вопрос о бытии всегда рассматривался в кантовской философии
в соотнесении с внутренне связанной с ним проблемой существования бога. Эту проблему принято исторически относить к такой метафизике, которая в своем онтологическом основании связана с теологией, нацеленной на доказательство бытия высшего существа.
таким образом, мы имеем, по-видимому, дело с рассмотрением вопроса о бытии у Канта в перспективе его критического отношения
к такой рационально-догматической метафизике. однако вопрос
о существовании бога, который мы ставим здесь в отношении кантовской философии, – это вовсе не теологический вопрос о существовании некоего высшего сущего, бытие которого нам некоторым
образом уже дано через веру и откровение, – это изначальный философский вопрос о самом бытии, как оно раскрывается для нашего
мышления в виде основания бытия всего остального познаваемого
сущего.
Проблема существования бога рассматривается Кантом в «Критике чистого разума» в той ее части, которая посвящена разбору и
соответствующей критике знаменитого онтологического доказательства, и разрешается она, прежде всего, в связи c установлением общей теоретической невозможности какого-либо обоснования
для нас этого бытия. Этот вывод делается на основании определенного, свойственного человеку в его конечной природе понимания
бытия вообще, которое должно приниматься нами как само по себе
очевидное в отношении возможности познания каких-либо вещей.
в соответствии с этим пониманием, все сущее, которое мы мыслим
в его понятии, может быть представлено как существующее только посредством его полагания в чувственном созерцании. в нашем
исследовании мы ставим перед собой цель выяснить, каким образом проблема существования бога соотносится у Канта с понятием
о бытии вообще, а также как мы должны понимать бытие в отношении возможности установления такого высшего закона нашего
существования, который называется нравственным.
бог – это высшая мыслимая сущность всего того, что есть, главный вопрос, однако, состоит здесь в том, мыслим ли мы эту сущность, руководствуясь вопросом о самом бытии, которое отличается от всего остального сущего, или понимаем ее только в качестве
возможного высшего сущего по отношению ко всему остальному
сущему. если бог представляет собой единственное сущее, чья
сущность есть само бытие, то он должен мыслиться не просто как
нечто возможное, но как всецело действительное в отношении бытия вообще. Понимание этого положения, начиная с Аристотеля,
который говорил о первой философии как естественной теологии,
оставалось в западно-европейской философии до определенного
времени неизменным. однако в наше время если и ставится вопрос
о бытии вообще, то его стараются полностью
Проблема существования бога и вопрос о бытии в философии Канта
Комментарии к записи Проблема существования бога и вопрос о бытии в философии Канта отключены
Рубрика: Разное