О ПРИМЕНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
В КУРСЕ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Выполнение практических заданий в курсе психологии и педагогики имеет множество целей. Практические навыки анализа конкретных психических явлений и ситуаций способствуют лучшему усвоению теоретического материала, умению анализировать неоднозначные психические феномены, интерпретировать поведенческие
акты человека, «прочитывать» психологические факты с различных
позиций и точек зрения, с позиций различных фундаментальных
школ современности, типа психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии и т. п.
Использование практических навыков самостоятельного анализа активизирует учебный процесс, мобилизует и развивает внимание
студентов, усиливает мыслительную и творческую активность. Решение задач побуждает студентов к дополнительному обращению к
материалам лекций и учебников, что способствует лучшему усвоению материала. Целесообразно выполнение подобных заданий для
студентов заочной формы обучения.
Самостоятельная работа, которая обязательно включается в программу, важна для индивидуального понимания психологических
явлений. Обсуждение различных вариантов интерпретаций важно
для установления «обратной связи» между преподавателем и студентом. Выполнение задач в качестве самостоятельной (домашней)
работы студентов поможет усилить контроль за усвоением материала.
В некоторых случаях задания представляют собой описания жизненных ситуаций. В других случаях – это отрывки из научных текстов, подлежащих психологическому истолкованию. Некоторые задачи требуют от студента толкования экспериментальных фактов,
другие предназначены для овладения навыками психорегуляции.
Важным шагом на пути формирования психически здоровой и креативной личности – основных задач курса психологии в вузе – может
стать анализ различных психологических явлений, состояний, процессов, личностных характеристик человека и использование этих знаний для активизации развития актуализированной личности.
Знание психики ребенка и взрослого человека является основой успешного воспитания личности, залогом ее положительной психологической и социальной адаптации.
Решение задачи предполагает не только дать однозначный ответ,
но и обосновать свою позицию по поводу изложенного, дать объяснение явлению.
Тексты заданий сгруппированы по темам, отражающим проблемы курса психологии и педагогики, утвержденной Министерством
образования РФ.
Вопросы и задания
для размышления и самостоятельной работы
Занятие 1
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА ПСИХОЛОГИИ И
ПЕДАГОГИКИ
Человек в системе наук. Эмпирия и научное знание. Предмет
изучения психологии и педагогики. Ведущие школы современной
психологии: психоанализ,