Цель занятий: приобретение навыков использования финансовых
коэффициентов для оценки деятельности компаний.
Оценку эффективности компаний проводят с помощью финансовых
коэффициентов. При этом позиции менеджеров, владельцев и кредиторов на работу компании могут не совпадать.
1.1. Анализ с позиции менеджеров
Анализ производственной деятельности
Оценка эффективности производственной деятельности производится
путем вертикального анализа баланса, т.е. вычисления процентных соотношений между его строками. В качестве общего знаменателя при
исчислении коэффициентов используют выручку от реализации (объем
чистых продаж) – валовую выручку, после выплаты всех налогов с продаж, скидок и т.д.
Рентабельность производственной деятельности и
себестоимости
Для анализа используют следующие коэффициенты:
Коэффициент
эксплуатационных = Себестоимость проданных товаров
Коэффициент
Объем
?
Себестоимость
деятельности
=
Объем чистых продаж
Изменения этих параметров влияют на коэффициенты. Сопоставляя
коэффициенты по временным периодам (месяц, квартал, год), можно
судить о причинах их изменений.
Соотношение чистой прибыли после уплаты налогов выражает самую суть эффективности с позиции цен и затрат.
рентабельности
=
Прибыль после уплаты налогов
Объем чистых продаж
деятельности, исключив искажения, вызванные особенностями налоговой и финансовой систем, используют прибыль до уплаты налогов и
процентов, вычисляя коэффициент EBIT или прибыль до уплаты процентов, но после уплаты налогов – EBIAT.
Коэффициент
Прибыль
+
Расходы на выплату
до уплаты налогов
(
)
=
налогообложения процентов по кредитам
Объем чистых продаж
Чистая
?
Ставка налога ? Расходы на выплату
прибыль
+ 1?
?Ч
?
на прибыль процентов по займам
Объем чистых продаж
Традиционно сопоставляют различные элементы затрат (материалы,
административные расходы, закупки и др.) с выручкой от реализации.