ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УГЛА АТАКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
При определённых условиях характер свободного движения ЛА может принять опасные формы, развивающиеся при
превышении установленных для эксплуатации предельно допустимых значений параметров движения, в первую очередь,
таких как угол атаки, число М, скоростной напор, скорость крена. Наиболее вероятным из различных критических режимов
является сваливание, вероятность возникновения которого оценивается как 105…104 [2]. Режим сваливания связан с резким уменьшением высоты и характеризуется самопроизвольным интенсивно развивающимся расходящимся апериодическим или колебательным движением с большой угловой скоростью, вызванным потерей устойчивости на больших околокритических и критических углах атаки. Данный критический режим возможен как на положительных, так и отрицательных
углах атаки и сопровождается переходом их в закритическую область. ЛА может оказаться на околокритических и закритических углах атаки в результате действия различных факторов, в частности, при полёте в сложных метеорологических условиях или даже при кажущихся нормальных метеоусловия, но возникновении одиночного достаточно сильного вертикального порыва ветра либо такого явления как сдвиг ветра, которые в итоге могут привести к сваливанию, особенно, если полёт проходит на малой скорости. Для предотвращения возникновения режима сваливания в бортовом комплексе управления ЛА должна быть предусмотрена система, обеспечивающая ограничение предельного угла атаки с заданным запасом по
сваливанию.
Одним из важнейших условий эффективной работы такой системы является высокоточное и высоконадёжное измерение угла атаки ЛА. Малая ошибка определения угла атаки позволит произвести более тонкую настройку системы без
чрезмерного завышения гарантийных запасов по углу атаки, не снижая при этом требуемого уровня безопасности и позволяя, в то же время, использовать лётно-технические данные ЛА в полном объёме.
Для измерения угла атаки ЛА могут быть применены датчики, работа которых основана на различных физических
принципах. Наибольшее распространение получили датчики флюгерного типа, состоящие из двух элементов: крылышка с
симметричным профилем, динамически сбалансированного относительно своей оси вращения и свободно ориентирующегося по потоку в месте установки датчика на ЛА, а также преобразователя угла поворота крылышка относительно основания
датчика в соответствующий электрический сигнал, поступающий в систему обработки. Также применяются пневмометрические датчики, в которых угол набегающего потока воздуха определятся косвенно по разнице давлений в двух обычно прямо
противоположных точках на