ПРЕДИСЛОВИЕ
Для проверки собственных знаний студентам предлагаются воп
росы, каждый из которых имеет от одного до нескольких вариантов
ответов. Эти верные, по мнению отвечающего, ответы он и отмечает,
взяв их в кружок.
Ряд тестов являются открытыми, то есть студенту надлежит впи
сать самостоятельно правильное понятие, опираясь на тексты лек
ций или учебный материал. Преимущественно такие тесты нацеле
ны на проверку знаний фамилий крупнейших представителей куль
туры, закрепление понятий и фактологии.
Автор пособия отдает себе отчет в невозможности охватить все
богатство тех знаний, которыми может располагать образованный
человек, изучивший курс. Тем не менее, данная форма самопроверки
предполагается целесообразной и полезной для ориентации студента
в основных теоретических и практических положениях курса «Куль
турология». Пособие дает возможность студентам творчески подой
ти к осмыслению столь обширного материала, который содержит в
себе культурологическая наука, и развить навыки работы студентов
с тестовым материалом.
Тест 1
Понятие и функции культуры
1. Широкий разброс в определениях понятия культуры вызван
такими причинами, как:
а) специфическими интересами каждой конкретной науки;
б) разнообразием мировоззренческих позиций ученых;
в) неопределенностью термина «культура».
2. Под культурой обычно понимают:
а) духовную жизнь общества в целом;
б) высшие достижения науки и искусства;
в) определенный этап развития цивилизации.
3. Цицерон применял понятие «культура» в следующем значе)
нии:
а) возделывание почвы человеком;
б) почитание предков;
в) «духовность» в жизни человека.
4. При определении понятия «культура» фокусом рассмотрения
становится человеческий разум, начиная с эпохи:
а) античности;
б) средневековья;
в) Возрождения.
5. Дилемма: цивилизованный человек – «добрый дикарь» появ)
ляется у следующих мыслителей:
а) Аристотеля;
б) ЖанЖака Руссо;
в) Георга Фридриха Гегеля.
6. Познавательная функция культуры включает в себя:
а) познание человеком самого себя;
б) освоение природы;
в) интерпретацию символов культуры различных народов.
7. Регулирующая функция культуры заключается в следующем:
а) обеспечении следования определенным образцам деятельности;
б) разрушении системы ценностей;
в) создании особых социальных институтов.
8. Творцом или субъектом культуры принято считать:
а) человека;
б) любое живое существо;
в) определенные социальные группы.
9. К традиционным культурам относят:
а) первобытные;
б) западноевропейские;
в) азиатские.
10. К представителям традиционализма можно отнести:
а) Карла Маркса;
б) Рене Генона;
в) Мирча Элиаде.
Тест 2
Теория культуры. Принципы развития и
взаимодействия культур
1. К особенностям культуры, рассматриваемой как