ВВЕдЕНИЕ
Одним из направлений экономической работы на предприятиях является обоснование управленческих решений. При экономическом обосновании управленческих решений и планировании бизнеса используется маржинальный анализ, методика
которого основана на выявлении соотношения между тремя важнейшими экономическими показателями: затратами, объемом
производства (продаж) и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
данная методика управленческого анализа, называемая также
анализом безубыточности, изучается в курсах управленческого учета, финансового менеджмента, экономического анализа и
других, поэтому она имеет междисциплинарный характер.
В основу методики маржинального анализа положено деление
затрат предприятия в зависимости от изменения объема производства (продаж) на постоянные и переменные и использование
показателя маржинального дохода.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
– безубыточного объема продаж (порога рентабельности) при
заданных значениях продажной цены продукции, переменных
затрат на единицу продукции и суммы постоянных затрат;
– запаса финансовой прочности предприятия;
– необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
– критической величины постоянных затрат при заданном
уровне маржинального дохода;
– критической продажной цены при заданных значениях переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных
затрат;
– критического уровня маржинального дохода при заданной
сумме постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие
управленческие решения: формирование производственной про3
граммы предприятия; принятие или отклонение дополнительного заказа; решение вопроса о приобретении или производстве
комплектующих деталей; выбор варианта оборудования или
технологии, установление и изменение продажной цены товара
и др.
Практикум состоит из двух разделов. В первом разделе излагается методика маржинального анализа и дается материал для
проведения трех практических занятий.
Второй раздел посвящен экономическому обоснованию наиболее типичных управленческих решений в бизнесе. В нем
предложено деление управленческих решений на три группы в
зависимости от того, на величину каких показателей они оказывают влияние: 1) только на текущие расходы; 2) на текущие
расходы и доходы; 3) на текущие расходы, доходы и инвестиции.
Принадлежность управленческих решений к той или иной группе определяет критерии выбора лучших вариантов решений при
их обосновании. Второй раздел практикума содержит материал
для проведения одиннадцати практических занятий. Часть из
них относится к проблемам, затрагивающим только