Предисловие
В современных условиях бизнесу для того, чтобы существовать,
следует поддерживать высокий уровень конкурентоспособности.
Главным инструментом повышения конкурентоспособности бизнеса сегодня выступает инновационная деятельность. За счет технических и организационно-управленческих инноваций фирмы создают и удерживают ключевые компетенции (знания, навыки, связи и др.), которые определяют конкурентные преимущества.
Отечественные предприятия интегрируются в мировое хозяйственное пространство, в котором существует острая конкуренция.
Занять достойное место в такой подвижной среде можно только при
условии, что фирма последовательно и неуклонно развивает инновационную деятельность. Вместе с тем для большинства отечественных предприятий инновационная деятельность осуществляется фрагментарно и несистемно.
Крупные и средние предприятия осуществляют различные виды инновационной деятельности (организационные, продуктовые
и другие инновации), которые требуют координации и синхронизации. Инструментом совмещения разнообразных инноваций может
выступать инновационная программа предприятия.
Высокая значимость инновационной деятельности для современного бизнеса определяет актуальность разработки подходов к
формированию инновационной программы предприятия.
В целях развития методов оценки и анализа инновационной деятельности и формирования принципов разработки инновационных программ промышленных предприятий в настоящей работе
рассмотрен ряд важнейших методических аспектов:
1) классификации объектов и инструментов инновационной деятельности промышленных предприятий;
2) особенности инновационной деятельности предприятий;
3) условия целесообразности разработки инновационной программы;
4) алгоритм оценки и отбора отдельных проектов в инновационную программу предприятия;
5) показатели оценки эффективности инновационных проектов
и программ;
6) классификация инновационных рисков предприятия и выбор
метода их анализа;
7) классификация методов сокращения последствий рисков инновационной программы.
Проблемами инновационной деятельности занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи: И. Т. Балабанов,
Г. Я. Гольдштейн, С. Д. Ильенкова, П. Н. Завлин, А. К. Казанцев,
Л. Э. Миндели, Р. А. Фатхутдинов, М. Дейм, Б. Санто, Б. Твисс,
И. Шумпетер и др. Однако новизна данной работы заключается
в том, что предложены подходы к формированию инновацион-
ной программы предприятия, в отличие от большинства исследований в области инновационной деятельности, в которых рассматриваются только отдельные инновационные проекты, а не
программы.
глава 1. Современные проблемы Формирования
инновационной политиКи предприятия
1.1. Содержание