В современной европейской культуре философская герменевтика выступает в качестве одного из важнейших ферментов ее роста, побудителей интеллектуального движения и продуктивности. В целом философская герменевтика может интерпретироваться как своеобразный синтез
нового историзма с философией культуры, возникший как специфический сплав интеллектуально-художнических исканий и прорицаний романтиков начала XIX в. с серией универсальных доктрин, родившихся на
почве философии жизни и феноменологии.
Известно, что любой текст, рассказ, произведение искусства и, наконец, просто речь требуют истолкования, и без процедур, которые позволяют понять сказанное или написанное, мы вряд ли обходимся. Столь
же очевидно и то, что данные процедуры могут быть и не тематизированы, а сам процесс понимания вполне может обойтись без четко очерченного дисциплинарного научного пространства. (Известный литературный персонаж месье Журден говорил прозой, не понимая этого.)
Вместе с тем дисциплина, ставящая перед собой проблемы истолкования и интерпретации, т. е. выстраивающая определенный методологический и дисциплинарный горизонт, существует достаточно давно и
именуется герменевтикой.
Изучение понимания текстов получило свое наименование, восходящее к Гермесу – вестнику богов, другу пастухов, воров, бродячих торговцев, богу удачи. Первоначально Гермес выступал как бог, указывающий путь, и дорожные указатели – гермы – символизировали собой те
черты, которые действительно присущи пониманию: понять – означало
найти правильное направление, пройти по пути, ведущему к продуктивному смыслу. Однако следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что герменевтика как таковая и философски ориентированная герменевтика – достаточно отличные друг от друга проблемные
области. В философской герменевтике речь идет не просто о выведении неких общих и возможно обязательных правил работы с текстом,
не только о формулировании определенных процедур истолкования, но
о понимании, смысле и истолковании ВООБЩЕ, как о фундаменте самих существующих процедур и правил. Поэтому современная философская герменевтика выходит за рамки проблематики, связанной с техниками и методологией интерпретации. Как отмечал один из
основоположников герменевтики XX века Х.-Г. Гадамер, вопросы о конкретной практике истолкования должны быть решены до того, как мы
приступаем к собственно герменевтическому вопрошанию. По этой же
причине сегодня мы имеем дело с онтологизацией герменевтики, а статус же герменевтики в общей конфигурации современного знания связан с тем, что проблема понимания является проблемой общей для любого научно-познавательного поля, идет ли речь о