Об изучении курса
«Человек и его потребности»
Товар или услуга по определению предназначены для удовлетворения потребностей не своего производителя, а других людей –
потребителей. Поэтому для развития и планирования сервисной
деятельности необходимо представлять себе природу человеческих
потребностей, закономерности их формирования и взаимодействия
друг с другом, механизмы влияния на поведение человека, а также
знать, какие способы удовлетворения потребностей использовались
в прошлом, существуют сейчас и могут быть предложены в будущем. В начале XXI века, в эпоху формирования «сервисной экономики», уже недостаточно отвечать на подобные вопросы, только
опираясь на здравый смысл или личный опыт того или иного менеджера или сервисолога. В нашем учебном курсе перечисленные
проблемы обсуждаются с привлечением материалов исследований
в области философии, экономики, социологии и психологии.
На современном уровне развития общества никакой вид экономической деятельности вообще не может стать максимально успешным и конкурентоспособным без опоры на сознательно сформулированную общую концепцию человека и человеческих потребностей. Поэтому знание научных представлений о человеке и
существующих подходов к изучению его потребностей – важная
теоретическая основа практической работы в сфере сервиса (в том
числе информационного).
Изучение курса «Человек и его потребности» рассчитано на
один семестр и включает в себя лекции, самостоятельную работу с
литературой, семинары и сдачу экзамена.
ПРОГРАММА КУРСА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»
Тема I. Основные понятия и проблемы
теории потребностей
Роль исследования потребностей в совершенствовании сервисной деятельности.
Учение о потребностях и мировоззрение. Проблема соотношения социального и биологического в обществе с точки зрения
теории потребностей. Проблема природы потребностей и воздейст3
вия на них. Учение о потребностях и вопрос о смысле человеческого существования.
Основные понятия теории потребностей: потребность, нужда,
желание, прихоть, стремление, влечение, интерес, ценность, система ценностей. Сервис как деятельность по удовлетворению потребностей путем оказания услуг.
Тема II. Основные концепции человека
и человеческих потребностей
в истории общественной мысли
Потребности человека первобытного общества. Насущные
(первичные) и ненасущные (вторичные) потребности. Трудовая
деятельность и познание как важнейшие человеческие потребности.
Осознание людьми личных (индивидуальных) и общественных потребностей. Возникновение религиозных и эстетических потребностей. Потребности в познании и оценке окружающего мира. Отличие потребностей человека от потребностей животных. Изменение
личных и